И Кришна Бог, и Вишну Бог. Знаете, в индуизме меня поражает, что у них просто везде Боги: и такие, и вот такие, при этом говорят, что религия монотеистическая.
Бог один, но Он может находиться в разных настроениях. Это называется «проявление» или «экспансия». Например, когда я рассказываю лекцию, я нахожусь в одном настроении: я чувствую себя официально. А после лекции я иду с друзьями на море, мы там купаемся, брызгаемся. Два разных настроения.
И вот, если я буду рассказывать лекцию и при этом выглядеть так, как я выгляжу на пляже, в этих плавках, то это будет странно. И так же будет странно, если я буду плавать со всеми этими микрофонами и камерами. То есть в каждом месте мы проявляем какое-то свое настроение. Я не могу одновременно и плавать, и рассказывать лекцию в зале. У меня так не получается, я ограничен. Но Бог может одновременно находиться в разных настроениях, потому что у Него есть разные преданные, разные Его слуги и Он с каждым из них находится в своем настроении.
Какой же Бог изначальный? То состояние, в котором Бог проявляет максимальное количество Своих качеств, – это и есть Бог в Своем изначальном положении. Согласно священным писаниям, в форме Кришны Он проявляет максимальное количество качеств, максимальное количество настроений, отношений со Своими слугами. Это и родительские отношения, и дружеские, настроение служения, романтическое настроение – все это Он может проявлять в этой форме. А в форме Вишну Бог проявляет не все эти настроения, в этой форме Он проявляет только настроение Бога, то есть Его слуги подчиняются Ему и чуть-чуть у них есть настроение дружбы, такой благоговейной дружбы.
Согласно этому определению, форма Кришны является изначальной, тогда как форма Вишну – это экспансия, то есть это Кришна, который находится в другом настроении.